Особенности древних бань

Римляне, в отличие от эллинов, использовали при мытье в бане мыло, способ приготовления которого они позаимствовали у финикийцев и несколько его усовершенствовали. Тем не менее, мыло было редкостью и стоило дорого. Поэтому те, кто попроще, довольствовались древесной золой, щелоком и мелким морским песком. Брились римляне тоже без мыла, широко используя для уничтожения волос на теле пчелиный воск и различные смягчающие масла, но и только. Что же касается непосредственно процедуры бритья при помощи тех орудий пытки, которые римляне искренне считали бритвенными принадлежностями, современного человека она бы просто повергла в трепет.

Шли века, рушились империи, создавались на их месте новые, а римские термы, творчески переосмысленные и усовершенствованные, существуют и по сей день. После развала Римской империи банную практику со временем унаследовали арабы. На территории античного города Пер- гам, что в Северной Африке, в XIX были обнаружены хорошо сохранившиеся развалины терм, остатки бассейнов, различных ванн.

На тот момент Пергам принадлежал Османской империи. И найденные здесь термы сперва даже приняли за турецкие - уж слишком похожи оказались римские термы на турецкие или арабские бани. У восточных бань и до сего дня много общего с римскими, ведь сам обычай ходить в баню арабы переняли от византийцев, т.е. восточных римлян.

Арабы называют свою баню хаммам (от арабского «распространяющий тепло»). До ее появления жители Востока использовали для мытья в основном проточную воду, поскольку мытье в ваннах или бассейнах считалось мытьем в собственной грязи. Особо популярными на Востоке бани стали с распространением ислама, поскольку к ним благосклонно относился сам пророк Мухаммед. Основой философии хаммама стало физическое и духовное очищение. В отличие от римских терм, в восточных банях полностью отсутствовали физические упражнения. Зато сохранились мытье и массаж.

Сегодня арабские и турецкие бани популярны не только на Востоке, но и в Европе, в особенности в странах, тесно соприкасавшихся с арабской цивилизацией - Испании, отчасти Франции, Австрии, на Балканах, в Армении и Грузии. (Впрочем, и Армения, и Грузия могут поспорить с арабами в древности своего банного искусства и спор этот, скорее всего, выиграют.)

Поскольку баня пришла в арабский мир из Рима и Византии, то и архитектура восточных бань многое позаимствовала от римских терм, разве что хаммамы меньше и скромнее. По своей конфигурации они напоминают ладонь с пятью пальцами, каждый из которых является парной комнатой. Так же, как и в римских термах, тепло в хаммаме распространяется по трубам-воздуховодам, проложенным под полом и в стенах.

Что же касается Руси, то банная традиция здесь - явление древнее. Вряд ли когда-либо удастся с точностью до года определить, когда именно восточные славяне стали париться в бане березовыми вениками в клубах пара, поливая водой раскаленные камни очага-каменки. Но то, что это было более тысячи лет тому назад, - совершенно точно. В летописях Х-Х11 веков баня упоминается как явление обыденное. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня.

Интересно, что греки-монахи, после крещения Руси развивая на вновь обращенной территории монастыри и внедряя монашеский уклад, стали ставить первые каменные общественные бани, которые могли посещать не только чернецы, но и паломники. Так было принято в то время в Византии. Однако строились те бани не на византийский, а на русский манер.

В XVII веке голштинский путешественник и дипломат (и, по некоторым данным, разведчик) Адам Олеарий, проездом через Лифляндию и Россию в Персию, будучи в Астрахани, тайком ходил в русскую парную: «...чтобы видеть лично, как они моются...Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место. Они в состоянии переносить сильный жар, лежать на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины и мужчины голые выбегают, окачиваются холодною водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню. Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную».

В этом описании речь идет об общественных, ил и, как их еще называли, торговых банях. Общественные бани в XVII веке в России отличались от семейных не только размерами, но и устройством. В некоторых из них парильни отгораживали от мыльной. Именно такими, видимо, были бани, построенные в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича и описанные голштинским гостем.

В XIX веке и начале XX века получили распространение бани, топившиеся по белому, то есть имевшие дымовую трубу. Такие бани могли топиться и во время мытья, были не столь пожароопасными, в них не оседала копоть на стенах и потолке. В некоторых из них даже печи топились из предбанника или отдельного помещения. Были даже бани, в которых пар производился паровым котлом, а горячая вода - водогрейным котлом, установленным в котельном помещении.

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Подарок за комментарий - комплект книг мудрый огородник *PDF

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.


Последние комментарии
Условия копирования

Материалы предоставлены сайтом Дачное хозяйство. Копирование разрешено с обратной ссылкой. Материалы являются собственностью администрации. Одной из мер воздействия на плагиаторов, совершивших кражу собственности с profisam.ru, будет обращение к провайдеру нарушителя с требованием его удаления, и письменное обращение к службам Yandex, Google, Rambler, Mail и др.

Если вы считаете, что материал был размещен без вашего разрешения или с нарушениями, то укажите это со страницы Контакты или в комментариях. Мы всегда идем навстречу авторам и размещаем обратные ссылки, или удаляем контент, если этого желает автор. Копирование материалов должно сопровождаться гиперссылкой на сайт-источник.



© 2013-2017 г. Дачное хозяйство. Все права защищены.